Сторінка:1. Основа (Січень 1861).pdf/144

Ця сторінка ще не вичитана

покоряющей силы. Такъ Олегъ обошелся человѣколюбиво съ Сѣверянами, которые, какъ видно, будучи въ ближайшемъ сродствѣ съ Полянами, вѣроятно, не дожили до такой вражды, какая была у послѣднихъ съ Древлянами и которыхъ еще болѣе, вѣроятно, сблизила общая зависимость отъ Хазаровъ. Лѣтописець говоритъ, что Олегъ наложилъ на нихъ дань легкую, а о Древлянахъ говоритъ, что Кіевскій князь примучиль ихъ. Съ тѣхъ поръ Древляне еще нуждались въ укрощени, а на Сѣверянъ не дѣлалось нападеній. Должно думать, и между Полянами и СЪверянами быль уже такой взаимный народный взглядъ, который могъ со временемъ возбудить, при обстоятельетвахъ, непріязненныя отношенія: это дѣйетвительно случилось, когда возникла борьба Ольговичей съ Мономаховичами; но въ древности, сколько можно догадываться, два народа не находились въ старинной враждѣ: и прежде будучи сосѣдями, знакомыми другъ другу близко, они были соединены подъ властію Хазаръ, и теперь, подъ властю Русскихъ князей, соединеніе съ Полянами было для Сѣверянъ не новость, а потому и у нихъ не было побуждешя возставать противъ новой власти, если не было его у самихъ Полянъ, тѣмъ болѣе, что и дань, наложенная на Сѣверянъ, была легкая.

Такимъ образомъ, подчиненіе на одномъ концѣ Тиверцевъ и Улучей, а на другомъ — Вятичей и Радимичей, которые сопротивлялись долѣе другихъ народовъ, совершилось уже не такъ какъ прежде, а принимало видъ подчинения ихъ не иноплеменнымъ Руссамъ, а Руси-Полянамъ, Кіеву, и Поляне-Русь здѣсь являются уже господствующимъ, завоевательнымъ племенемъ. И Радимичи съ Вятичами на одной сторонѣ, и Тиверцы съ Улучами на другой, не могли взаимно дѣйствовать противъ завоевательной силы, потому что были раздвлены слишкомъ большимъ пространствомъ, и сообщене между ними перехватывалось границами завоевательнаго народа Руси-Полянъ, да смежнаго съ послѣдними — Сѣверянъ, и покоряемы были не въ одно время, да конечно и мало знали другъ друга, чтобъ завязать между собою сношенія.

Сѣверные народы, по отношеню къ первымъ русскимъ князьямъ, были въ другомъ положеши, чѣмъ южные и средніе. Тамъ — избраніе, добровольный призывъ, здѣсъ— завоеваніе посредетвомъ одного изъ народовъ, съ которымъ слились пришельцы. Новгородцы остаются также свободными, какъ и прежде, и при Святоелавѣ выбираютъ себѣ киязя добровольно. Кривичи были разъединены отъ Южной Руси и жили отдѣльнымъ мѣромъ; они не платили Кіевскимъ князьямъ дани, слѣдовательно, даже