Сторінка:Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских. (Заседание 1847-12-27).pdf/187

Ця сторінка вичитана

кевскій былъ, злонравный, жестокосердый, и ненавидѣлъ Козаковъ вельми. Что ми есть, что барбары сами на насъ не находятъ; не есть ли то страшатся силы нашей? и самъ до Чигрина съ войскомъ ударилъ. На Тясминъ рѣкѣ, на Подолѣ, Козаки станомъ стояли, рвомъ и валомъ окопались, всего 20,000. Первымъ отрядомъ тремя полками командовалъ Гетманъ, на переду стоялъ, а ниже на право, полковникъ Лобода и обозный, а ниже, на лѣво, полковникъ Овара и асаулъ; а пониже къ гаю Гайдамаки въ таборѣ. И когда Поляки дошли, битва возгорѣлась страшная, 7 часовъ длилась. Не могли Поляки выдвигнути Козаковъ изъ окоповъ, ни впередъ подвинуть, ни назадъ попятить. Только одинъ полкъ Овары напалъ на Поляковъ съ огнемъ, и когда стало ему жарко, то отступилъ, тогда токмо выступили изъ укрѣпленій и другіи полки, и, ставши въ полукругъ, пошли одни рубить, другіи стрѣлять, а иныи въ погоню за бѣгущимъ врагомъ. Много пало и Поляковъ и Козаковъ. Овара тутъ же мученическую смерть пріялъ. За сей побѣдой Гетманъ и Лобода начали изгонять Поляка изъ Украины, и много побѣдъ имѣли; а послѣ побѣждены, и въ плѣнъ взяты, и мученическую кончину отъ Поляковъ остервенѣнныхъ пріяли. Тако первое возстаніе Козаковъ на Поляковъ кончилось. Острожскій Князь, Константинъ, такожде славно дѣло свое совершилъ, и Поляковъ принудилъ въ областяхъ своихъ гоненія оставить.

Однако съ того времени Поляки пуще на Козаковъ, а паче посполитый народъ озлобившись, начали тѣснить ихъ не въ мѣру; повсюдно принуждали Вѣру Православную, Жидамъ на расхищеніе предали, и никто же не зналъ, кому повиноваться, понеже господиновъ паче, нежели рабовъ, было.


СКАЗАНІЕ VIII
о гетманѣ конашевичѣ и что при немъ было.

Въ оно время Конашевичь Сагайдачный Гетманомъ Козацкимъ озвался. Сей въ безпорядокъ войство Козацкое пришедшее, вновѣ въ строй и распорядокъ привелъ. За его бытность Гетманомъ Козаки три раза противо Турокъ и Татаръ водой и сушей ходили, городъ Кафу разорили, и многіи города Натоліи такожде выжгли, и добычей, и плѣнниками обогатилися; да еще три похода съ Поляками противъ Царя Московского совершили, корысти, по обѣту Польскому, ради. И большая часть ихъ въ тѣхъ баталіяхъ сокрушилася; всего же болѣе на битвѣ у Цецоры, гдѣ и Поляковъ и Козаковъ великое число пало; а однимъ отрядомъ Козацкимъ Михайло Хмельницкій командовалъ, и сына его, славного Зиновія, тамо во плѣнъ отъ Турковъ взято, и въ Константиновъ Цареградъ отвезено, и мало не два года въ тюрьмѣ голодомъ держано. А на послѣдней битвѣ съ Турками Гетману Конашевичу въ правое плече ранено, и хворого, въ сильномъ недугѣ метающагося, въ Кіевъ, до его Братского монастыря, отвезено, гдѣ и умре и погребенъ. Конашевичь завсегда во миру со Поляки жилъ, а за то Козакомъ и добре было; только поспольство терпѣло зѣло, и побѣги были въ Сѣчь; а друзіи