Сторінка:Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских. (Заседание 1847-12-27).pdf/186

Ця сторінка вичитана

ловалъ, и шляхетство Руское въ Вѣрѣ Руской удерживалъ. Сей Сигизмунтъ своихъ единомыслей имѣлъ довольно, а друзей и пріятелей въ Іезуитахъ сколько угодно; обаче одного надъ всѣми любилъ, то е Петръ Скарга, духовникъ его, лгунъ, и льстецъ, и жолдовникъ Папы. Скарга многое искалъ въ духовенствѣ Рускомъ привязанности и нашелъ; обаче всѣмъ паче полюбился ему Митрополитъ Рогоза, да Кирилъ, Епископъ Луцкій и Острожскій. И сотворили сіи тако, лко Папѣ и Сигизмунту угодно. Созвали въ Бресту Литовскимъ Соборъ, предались со всею Церковью Папѣ и пословъ послали. Тогда Іезуиты во Украину вошли, въ домахъ Княжескихъ и вельможескихъ поселилися, своему ученію научали, народъ обирали, и аки комедіанты чудеса творили. А Польскіи побродяги толпами начали посѣщать Украину, и Жиды грабить по воли; а Старосты налоги тяжкіи взимать.


СКАЗАНІЕ VI
о князѣ константинѣ острожскомъ.

Былъ же тогда Воеводою во градѣ Кіевѣ и со областію великій Князь Константинъ Острожскій, неисчетного богатства и добродѣтели мужъ, блаточестивъ же и многомилостивъ. Тогда въ хоромахъ своихъ на Песчанкѣ жилъ во уединеніи, работой Королевской и Вѣрой прилежно занимался. И явилися къ нему Бояре и Князи Кіевскіи, и говорили Князю Константину, же треба искусителямъ языкъ отсѣщи и оружіе отъять. Здѣсь и Сеймъ совершили и наряды нарядили во всю Украину, въ города и села, како противостати оскорбителямъ Православной Вѣры и всего народа Рускаго. Въ три мѣсяца набралъ Константинъ Князь седмь полковъ Старостинскихъ охочекомонныхъ, но искуству военному изрядно обученныхъ. Октября 9, 1596 року, былъ Соборъ въ Бресту, а 13-го дня того же мѣсяца Острожского войска на Украину нашли, а въ Ноябрѣ сразились противники на Волыни.


СКАЗАНІЕ VII
о томъ, какъ гетманъ козацкій, наливайко, озвася, и со поляками воевалъ, и о прочемъ.

И тогда же Козаки Раду учинили въ Чигринѣ и выбирали собѣ Гетмана. А выбрали храброго и преславного Павла, прозвищемъ Наливайка, весьма сильного, и рослого, и плечистого. А въ товарищи ему Переясловского полку полковника Лободу, кой подъ Туркомъ славы набралъ, и другого полковника, Гадяцкаго, Овару, придано. Тогда же казали Козаки: Треба, рекли, напасти и запясти. А Наливайко отвѣтъ такъ говорилъ: Егда Гетманомъ мя избрали, то и радку мою принять треба. Никого же обижати сами впредь не будемо. Согласно сему разошлись Козаки съ Рады вельми розумомъ Гетмана своего довольны, и по городамъ окрестъ Чигрина сѣли. Провѣдавъ о томъ Поляки силу великую въ Украину наслали, и погонцевъ повсюду отправили, жебы тѣ провѣдали, гдѣ есть сила Козацкая крѣпче и гдѣ станомъ стоятъ. А командиромъ Поляковъ Коронный Гетманъ Жол-