Сторінка:Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских. (Заседание 1847-12-27).pdf/185

Ця сторінка вичитана

ны становились. Но егда годъ минулъ, пришла Королю дума, же его умертвить хощутъ, и мечь противъ его подъять, озлобился сильно и приказалъ всѣхъ Козаковъ перебить, кои на службѣ были. Прочіе по Украинѣ розселились и миромъ въ семьяхъ хуторами жили. Съ того времени Козаки Короля возненавидѣли и помышлять объ отлученіи себе отъ Польши стали. Егда саранча въ року 1580, въ лѣто, набѣжала, и сливы изъѣла, и егда Жиды вино дорогою цѣной въ продажу давали промысла своего ради, тогда Козаки, озлобившись въ Черкасахъ, и въ Кіевѣ, и въ Переясловлѣ всѣхъ Жидовъ до единого побили, вино забрали и мятежъ учинили. Король просьбою просилъ Козаковъ въ тихомирье стать, обаче Шляхетство Польское и Старосты Городовыи Козаковъ неволей брать зачали, и въ ямы сажали. Кто живъ остался. Егда бы Комисары отъ Короля со знаменіемъ не прійшли, великому мятежу быти бъ было; да Комисары многое обѣщавали, и отошли Козаки на Татаръ да на Туречину, со Гетманомъ, его же сами избрали, Иваномъ Скалозубомъ. Сей съ Турецкими людьми свои ладьи Козацкіи стрѣлъ, и на битвѣ убіенъ 1588; а два года прежъ того Баторію Стефану престолъ и Королевство Польское Сигизмунтъ, третій того имени Король Польскій, наслѣдовалъ въ року 1586.


СКАЗАНІЕ V
о томъ, какъ унія появилась въ украинѣ.

Что есть словомъ глаголати о страданіи за Вѣру! То есть славно страдати и свою Вѣру всякому щитити похвально; обаче не угодно Богу милосердному, же бы Вѣра ко брани, а не къ добру, вела; душу крѣпила, а не растлѣвала, то ему угодно есть, и нашей Православной Вѣрѣ любовно. Егда же мѣшаются во святое дѣло нечестивцы, и своихъ выгодъ и корысти ради добро во зло обратити восхощутъ, тогда и Вѣра на брань ведетъ, и враги другъ противу друга Господа молятъ: обратитеся, сынове нечестивіи, яко же глаголетъ Іеремія; але ни! Зане есмы другъ другу удове, яко же глаголетъ Апостолъ, твердятъ, не понимая. Тому и прикладъ есть.

Во градѣ первопрестольномъ пропадшей Имперіи Римской, градѣ вельми древнемъ, сѣли владѣти Папы, и егда сѣли въ Римѣ, восхотѣлось имъ Императорами учинитися, таковыми же владыками, како были самые славныи Императоры Римскіе. И зачали они всѣхъ Христіанъ стязать, слово Божіе до своей выгоды и похоти ради всячески изламывати, оброки брати, и подъ конецъ устремились, дабы Всемірными монархами содѣлатися; а того ради Греко-Россійскую Православную Церковь до едности съ Римскою привести хотѣли, и къ Царямъ Московскимъ, а прежъ того къ Князьямъ Кіевскимъ, и Владимирскимъ, и Новгородскимъ, и Галицкимъ, листы потребныя писали, и обѣты предлагали. Обаче ничто же совершили, дондеже не воцарился на престолѣ Польскомъ, Сигисмунтъ III. Сей вельми яровитый Католикъ былъ: всѣхъ бы людей подъ Папу привести и весь бѣлый свѣть преклонить не попозорился. Не такъ яко Стефанъ Баторій, кой и привилеи знатный духовенству Рускому пожа-