… Крестьяне говорили: „Ми панам робили панщину, а земля должна принадлежать нам“.
… По окончании аграрн. движения кр-м стало возможно пасти скот в помещичьих лесах и собирать грибы и ягоды, о чем раньше кр-не не смели и думать, и были раньше случаи, что провинившихся в селе кр-н голых бросали в крапиву.
… Благодаря движению (забастовочному в Пет. экономии) поля остались не осемененными ни экономией, ни крестьянами.
Вследствие аграрного движения некоторые земли остались необработанными.
… После ликвидации движения. Настроение кр-н как было, так и есть и еще ухудшилось: участвовавшие сидят в тюрьмах, семьи дома страдают, зажиточные, которых не разорили хорошо, а разоренные очень пострадали.
Настроение не изменилось и даже стало более озлобленным.
Настроение зажиточных кр-н изменилось, а бедные и среднего достатка относятся враждебно ко всему чужому. Настроение одно и то же, только молодежь все более превращается в грабителей, воришек и поджигателей.
… Козаки и заж. кр-не не были согласны (на движение) боролись за собственность. Лодыри кричат: даровой земли, а купившие и козаки стоят за собственность: „Наши деды и прадеды веками и кровью добывали нам собственность и она должна быть неприкосновенна“.
Крестьяне, купившие землю за собственные деньги и через кр. банк боялись движения и зачастую являлись доносителями.
Боялись национализации земли.
После ликвидации „в деревне участились кражи, убийства, насилия, самосуд, ранения, потравы друг у друга и в экономиях, порубка леса; бедняки и средние кр-не все таки твердо убеждены, что их земельная нужда будет удовлетворена“.
… Душа движения в том, что и кр-не считали, что их деды и прадеды вполне заработали панскую землю.
… Во время движения власти бездействовали, а затем было введено военное положение и был прислан карательный отряд: сколько